Государственное учреждение образования
"Средняя школа №1 г. Дятлово"

Рекомендации педагога социального

Родителям о профилактике суицидального поведения детей

Родителям о профилактике суицидального поведения детей

Самоубийство – это реакция человека на проблему, которая кажется ему непреодолимой. Каковы его причины и как предотвратить появление суицидальных мыслей у ребенка?

«Суицид – это следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого личностью микросоциального конфликта» (А.Г. Абрумова, В.А. Тихоненко). Иными словами, его непосредственные причины обычно связаны с проблемами в ближайшем окружении.

Риску суицида подвержены дети и подростки с определенными психологическими особенностями:

  • Эмоционально-чувствительные, ранимые;
  • Настойчивые в трудных ситуациях и одновременно неспособные к компромиссам;
  • Склонные к импульсивным, эмоциональным и необдуманным поступкам;
  • Пессимистичные;
  • Замкнутые, имеющие ограниченный круг общения.

Как понять, что ребенок решился на самоубийство?

Если ребенок всерьез задумал совершить самоубийство, об этом обычно нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы:

1. Словесные признаки. Подросток часто размышляет о своем душевном состоянии, при этом прямо и явно говорит о смерти: «Я собираюсь покончить с собой», «Я не могу так дальше жить»; косвенно намекает о своем намерении: «Я больше никогда не буду ни для кого обузой»; много шутит на тему самоубийства, проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

  1. Поведенческие признаки. Подросток может раздавать вещи, имеющие для него большую личную значимость, демонстрировать радикальные перемены в поведении, замкнуться от семьи и друзей, быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру, ощущать то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния, проявлять признаки беспомощности.
  2. Ситуационные признаки. Подросток может решится на  самоубийство, если он: социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга); живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье – в отношениях с родителями или родителей друг с другом); ощущает себя жертвой насилия: физического, сексуального или эмоционального; предпринимал раньше попытки суицида; имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи; перенес тяжелую потерю (смерть близкого человека); слишком критически настроен к себе.

В целях профилактики суицидального поведения родителям можно рекомендовать следующее:

  • Анализировать вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию;
  • Учить ребенка с раннего детства принимать ответственность за свои поступки и решения, предвидеть последствия поступков. Сформируйте у него потребность задаваться вопросом: «Что будет, если …»;
  • Воспитывать у ребенка привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах;
  • Не иронизировать над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально, помочь ему и поддержать, указать возможные пути решения возникшей проблемы.

 

 

Тест для родителей

Уважаемые родители! Обращайте внимание на эмоциональное состояние вашего ребенка. Общайтесь, обсуждайте проблемы, учите их разрешать, внушайте оптимизм. Если вы не справляетесь сами, чувствуете неблагополучие в социальной, эмоциональной сфере вашего ребенка, не стесняйтесь обращаться за помощью. Не надейтесь, что все самой пройдет и наладится. Проявите бдительность. Специалисты помогут облегчить страдания вашего ребенка, найдут выход из трудной ситуации.

Ответьте на некоторые вопросы, которые помогут увидеть картину ваших взаимоотношений с ребенком.

1.Рождение вашего ребенка было желанным?

2.Вы каждый день его целуете, говорите ласковые слова или шутите с ним?

3.Вы с ним каждый вечер разговариваете по душам и обсуждаетепрожитый им день?

4.Раз в неделю проводите с ним досуг (походы в кино, концерт, театр, посещение родственников и т.д.)?

5.Вы обсуждаете с ним создавшиеся семейные проблемы, ситуации, планы?

6.Вы обсуждаете с ним его имидж, моду, манеру одеваться?

7.Вы знаете его друзей (чем они занимаются, где живут)?

8.Вы знаете о его времяпровождении, хобби, занятиях?

9.Вы в курсе его влюбленности, симпатий?

10.Вы знаете о его недругах, недоброжелателях, врагах?

11.Вы знаете, какой его любимый предмет в школе?

12.Вы знаете, кто его любимый учитель?

13.Вы знаете, кто его нелюбимый учитель?

14.Вы первым идете на примирение, разговор?

15.Вы не оскорбляете и не унижаете своего ребенка?

Подсчет результатов: если на все вопросы вы ответили «да», значит, вы находитесь на верном родительском пути, держите ситуацию под контролем и сможете в трудную минуту прийти на помощь своему ребенку. Если же большинство ответов «нет», необходимо немедленно изменить поведение, услышать и понять подростка, пока не случилась беда!  

Рекомендуем прочитать

Противодействие торговле людьми

Ознакомиться с краткой информацией о детях, которые остались без попечения родителей и могут быть усыновлены, приняты под опеку, попечительство, в приемную семью или детский дом семейного типа, а также на патронатное воспитание можно на портале DADOMU.BY

Carusel 1 Carusel-2.jpg Carusel-3.jpg Carusel 4

Sertifikat2020 2025

 

Licens

Maps marshrut1